Wednesday, June 6, 2007

Типы сайтов. Попытка классификации.

Поискав немного в Яндексе информацию по запросу "типы сайтов", я нашел только перечисления предлагаемых услуг веб-студий и одну совсем ерундовую статью, полный бред, ссылку на это даже не буду давать.

Попробую выделить типы сайтов самостоятельно.

Во-первых, сайт - это некий объем информации. Значит он обладает определенными информационными характеристиками:

 1) Статическая структура сайта, рамки информации. Это шаблоны выстраивания потоков информации:
      а) Адрес URL
      б) Среда функционирования (ОС, разметка страниц, языки программирования)
      в) Ну и, конечно, структура разделов сайта: чаты, каталоги, списки и т.д.
      г) Формы информации: статьи, комментарии, письма, фотографии, и т.д.

 2) Динамическая структура сайта, потоки информации.
      Потоки информации состоят из:
      а) Источников. Это администраторы и пользователи различных рангов.
      б) Узлов, где идет обработка информации.
      г) Получателей информации. Часто они одновременно являются и источниками.

 3) Предмет информации: о фирме и ее товарах, о какой-то области знания, о пользователях, о чем угодно.

 4) Средства взаимодействия: монитор, курсор, кнопки и т.д.


Э... а вот, собственно, и всё, "во-вторых" не будет. Любой сайт характеризуется по перечисленным выше параметрам. Любой. А где же типы сайтов? Их нет.

Возьмем такой "тип сайтов" как "интернет-магазин":
 - Статическая структура: каталог товаров, список заказа, фотографии, описания товаров, названия рубрик
 - Динамическая структура сайта: поток информации о товарах к пользователю, поток информации о заказе к владельцу
 - Предмет информации: о товарах, об адресе доставки.
 - Средства взаимодействия: ну это как обычно.

Посмотрим на почтовый сервис:
 - Статическая структура: список писем и сами письма.
 - Динамическая структура сайта: поток от пользователя к пользователю
 - Предмет информации: о чем угодно.
 - Средства взаимодействия: и это как обычно.

Существующее разделение на типы сайтов искусственно. Оно просто берет определенный набор сайтов и разделяет их на "кучки". Например, говорят про деление сайтов "по функционалу" или по теме. Но это не классификация, а просто назывательство "ТАКОЙ-ТО САЙТ" и "НЕ-ТАКИЕ-ТО":
- с фукцией интернет-заказа - это интернет магазин
- с чатом - это портал
- с гостевой книгой - это персональный сайт
- о фирме - бизнес-сайт
- не о фирме - некоммерческий ресурс
- и т.д.

Это проиходит потому, что типы сайтов выделаются web-студиями. Вот они под себя и гребут, просто перечисляя предлагаемые услуги.
А что на самом деле? Я прихожу к выводу, что сайты невозможно четко разделить на типы.

Есть многомерное поле возможностей, в котором можно создавать что угодно. И это поле занято лишь на малую часть. В данный момент интернет -  коммерческая сфера. Поэтому формирование типов сайтов тесно связано с теми, кто платит за веб-разработку,
"источниками потоков информации", а также с "предметами информации", которыми обычно заказчики выбирают себя, свои фирмы.

Типы сайтов, в первую очередь, это шаблоны восприятия, некие очаги активности в бесконечном поле возможностей. Поэтому создать новый тип сайта нельзя, нужно создавать новый шаблон восприятия, а его в будущем назовут "типом".

Если Вы создаете принципиально новый тип сайтов, то не надо говорить, что это нечто революционное. Назовите чем-то известным, но "с дополнительными функциями". Разум посетителей слаб и ленив, не следует его зря напрягать.

No comments: